Проект "Мы Семья!"

Ни одну модель нельзя считать успешно выстроенной,пока она не принята, не понята и не применена на практике.
                                                                  К.Шеннон





В гости всех мы к нам зовём
И чайку мы всем нальём!
Сверху пар и снизу пар,
Вот он русский самовар.
Посмотрите, удивитесь
Как мы сказки говорим!










Мы Семья!

    Вид проекта: психолого-педагогический, информационно- исследовательский, творческий.
         Проект среднесрочный, рассчитан на учебный год, для детей среднего дошкольного возраста.
         Участники проекта: воспитатель, дети средней группы №5 «Почемучки», родители воспитанников.
         Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная (в группе и дома).
         Форма работы с родителями: коллективные, групповые, индивидуальные (мастер-классы, консультации, беседы, творческие мастерские: изготовление кукол, сочинение сказок, театрализованные представления).

                                                                                                       I.            Обоснование актуальности проекта

В наше время возрос интерес к истории русского народа, его традициям, культуре, обычаям, быту. Одно из интересных фольклорных направлений является тряпичная кукла - «Куклы из бабушкиного сундука». К сожалению, наше молодое поколение имеет поверхностное представление об этом фольклорном направлении. Куклы-обереги, обрядовые, игровые сделанные руками бабушек сегодня популярны - они передаются от поколения к поколению.
Тема данного проекта востребована и актуальна, так как знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать ошибок воспитания. В дошкольном возрасте одной из важных задач является приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа, а воспитательные возможности театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста широко используются в детском саду.
 Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, куклы, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные представления позволяют развивать эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать обыгрываемым персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Благодаря придуманным сказкам родителями вместе с детьми у дошкольников формируются такие нравственные качества как дружба, доброта, честность, смелость; прививается интерес к сочинительству, театру, совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа; приобретается определённый опыт социальных навыков поведения и развивается личность ребёнка.
 Постановка проблемы:
         Современные дети практически ничего не знают о своих бабушках, родителях, об их работе, увлечениях, мечтах… Дети не имеют представлений о профессиональной деятельности своих взрослых, что они могут устать на работе и дома. Они не слушаются, начинают капризничать при виде их в детском саду, а родители, бабушки в лучшем случае интересуются, что ребёнок кушал, что делал на занятиях - не вникая в тонкости «садовской» жизни своего ребёнка. Для детей самые дорогие и близкие – это родители, но бабушек они любят не меньше.
Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между родителями, так как любовь к ним дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям трудно понять, что взрослые нуждаются в нашей благодарности, помощи и заботе.
Сделанные руками родителей и бабушек куклы обереги, обрядовые куклы - это одна из цепочек связующего звена между игровыми куклами, сделанными своими руками совместно с детьми.
Делая куклу, дети познают процесс творчества, освоят поэтапно всю цепочку от возникновения идеи, до её воплощения. Таким образом, куклы являются не только игрушками, но и своеобразными «учебными пособиями». Интересный и нужный в наше время проект позволит показать историческую ценность, значимость тряпичной куклы и сформирует у детей и родителей совместную театрализованную деятельность.
  
  II.            Цели и задачи проекта

  Цель:
Оказание позитивной-психологической поддержки родителям и детям, через формирование у детей и родителей интереса к совместной театрализованной деятельности через приобщение к народной русской культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой сделанными своими руками.

Задачи:
1.     познакомить детей и родителей с историей возникновения народной тряпичной куклой, с различными техниками изготовления (закрутка, кукла - пелянашка, кукла-нянюшка);
2.     развивать и обогащать знания детей и родителей о куклах, их видах (куклы- обереги, обрядовые, игровые);
3.     развивать творческие способности детей и родителей;
4.     создать условия для творческого самовыражения детей и родителей;
5.     способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье;
6.     побудить детей выразить благодарность своим родителям за заботу через театрализованную и продуктивную деятельность;
7.     воспитывать интерес к тряпичной народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа.
8.      повышение психолого-педагогической культуры родителей.
9.     формирование у родителей активной позиции и созидательного участия в жизни своих детей.
10.созидание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи.

         Ожидаемые результаты:
1.       участие в проекте родителей и детей;
2.       установление партнёрских взаимоотношений между ними;
3.       знакомство детей и родителей с историей возникновения народной тряпичной куклой, их видами и различной техникой изготовления;
4.       изготовление родителями кукол-обереги, обрядовые (вместе с детьми);
5.       сделанные детьми вместе с родителями игровые куклы;
6.       придуманные сказки (используют - только сделанные игровые куклы);
7.       разыгрывание придуманных сказок;
8.       развитие творческих способностей родителей и детей;
9.       повышение познавательной активности родителей и детей;
10.  активизация словарного запаса родителей и детей;
11.  альбом "Куклы";
12.  мини-музей тряпичных кукол сшитых своими руками "Куклы из бабушкиного сундука";
13.  разнообразные презентации в начале проекта и в конце.
14.  развитие психологической культуры- «культуры понимания»
15.  реализация в творчестве, творческое созидание.
16.  значимость каждого ребёнка, самовыражение и признание.
17.  правильное восприятие себя и других, понимание отношений, складывающихся между людьми, решение любых проблем и конфликтов.
18.  преодоление трудностей в общении.

                                                                                        III.            Основное содержание проекта

Пути и методы достижения поставленных цели и задач

         Работая над проектом, были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод: просмотр презентаций, мультфильмов; красочных иллюстраций; демонстрация образцов кукол; мини музей кукол; ширма; альбом «Куклы»; показ театрализованного представления по написанной сказке.
Словесные беседы: после просмотра с детьми мультфильмов; чтения художественной литературы и знакомства с фольклором; индивидуальные беседы с родителями и консультации; придумывание сказок; родительское собрание.
Практический, индивидуальная и групповая работа воспитателя с родителями и детьми (в группе) по изготовлению и обыгрывания кукол; исследовательская деятельность вместе с родителями (в группе и дома): «Страна лоскутков» - знакомство со свойствами тканей и их видами.
Без приемов, конечно же, не обойтись, так как приём - это составная часть метода. Словесные приёмы - это образец – культуры речи (представление кукол изготовленных совместно с родителями); повторение устного народного творчества; беседы родителей и воспитателя после чтения художественной литературы, объяснения воспитателем и родителями смысл слов и задания; указания к составлению презентации; вопросы, обращённые не только к памяти ребёнка, но и к родителям, а так, же проблемные или поисковые обращённые к мышлению, побуждающие к мыслительной деятельности. По форме вопросы были прямые, наводящие, подсказывающие.
В проекте были использованы наглядные и игровые приёмы. Цель игровых приёмов - это создать эмоциональное настроение, которое удалось на протяжении всего проекта.
Наглядные приемы, как и игровые, включают в себя большое многообразие-показ образца, показ предмета, показ способа действий, демонстрация иллюстраций, разных атрибутов. Были выполнены следующие принципы: принцип доступности, наглядности, индивидуального подхода к детям и родителям; воспитывающего обучения; сотрудничества педагога и родителей в обучении и воспитании детей.
Были использованы: беседы после просмотра детьми мультфильмов, чтения художественной литературы; индивидуальные беседы с родителями и детьми; родительское собрание; индивидуальная работа родителей с детьми (в группе, дома) по изготовлению и обыгрыванию кукол.

Этапы проектной деятельности и механизм реализации проекта

Подготовительный этап
       I.            Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:
Русские народные сказки
-       «Баба-Яга», «Василиса Прекрасная», "Кощей Бессмертный"...
Авторские сказки и стихи:
-       Н. Д. Телешов «Крупеничка»;
-       А. Барто «Кукла»;
-       Е. Благина «Малышок-голышок»;
-       М.А.Пожарова  «Свёрнута из тряпки кукла у Параши».
    II.            Подбор наглядных и дидактических материалов:
-       картинки с тряпичными куклами; репродукция картины Ж. Б. Грез «Девочка с куклой»;
-       настольно-печатные и дидактические игры - «Одень куклу», «Собери куклу», «Узнай куклу по описанию».
 III.            Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
-       материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки разных видов ткани, ленты, бусы, нитки…).
 IV.            Подбор материала и оборудования к сюжетно- ролевой игре «Играем в куклы»:
-       участие родителей в подготовке к сюжетно-ролевой игре (презентация «Спектакль начинается с момента входа в здание театра» (К.С. Станиславский), подготовка атрибутов к игре, игра «Театр»).
-       Подбор материала, оборудования; разных презентаций к занятиям: «Знакомство с русской народной куклой»; «Страна лоскутков»; «Моя любимая кукла».
-       Предварительные беседы и консультации с родителями о предстоящем собрании: «Чудо ручки».

Продуктивный этап
1)    Постановка проблемы.
После чтения и рассказывания детям, рассматривание иллюстраций и просмотра мультфильма по русской народной сказке «Василиса Прекрасная», дети обратили внимание на куклу - берегиню, которая оберегала девочку, героиню сказки, от злой мачехи. Познакомившись со сказкой, дети решили, что хотят сделать тряпичные куклы похожие на куклу-берегиню, больше узнать о народной кукле. Рассказывание и чтение русских народных сказок: "Кощей Бессмертный", "Иван Царевич и Серый Волк"..., рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, где много разнохарактерных героев, дети захотели сделать тряпичные куклы похожие на героев сказок, придумать сказки и обыграть. А поскольку объём работы большой, без взрослых не обойтись. Мы вместе с детьми решили предложить родителям присоединиться к нашему проекту.
2)    Знакомство с историей возникновения тряпичной куклы.
Для привлечения родителей к проекту были проведены беседы, консультации, родительское собрание, мастер-класс «Народная кукла Отдарок на подарок»; совместно с родителями педагог провел беседы, постановки сказок совместно с воспитанниками.
Беседы родителей с детьми.
1       «Куклы из бабушкиного сундука».
2       «В какие куклы играли бабушки?»
3       «Почему тряпичные куклы безликие?».
Беседы воспитателя с детьми.
1       «Куклы из бабушкиного сундука».
2       «Три большие группы кукол».
3       «Первые куклы на Руси».
Беседы и консультации воспитателя с родителями.
1       «Куклы из бабушкиного сундука».
2       «Виды тряпичных кукол».
3       «Игровая кукла».
3)    Формирование у родителей и детей умений и навыков изготовления тряпичных кукол.
Темы занятий в средней группе: «Знакомство с русской народной куклой»; «Страна лоскутков»; «Моя любимая кукла».
Родительское собрание на тему: «Чудо ручки», на собрании родителями были представлены:
1       презентация: «Куклы из бабушкиного сундука»;
2       оформлена красочно и познавательно ширма: «Куклы из бабушкиного сундука».
1       Продуктивная деятельность детей и родителей в изготовлении кукол-обереги и обрядовые дома.
2       Продуктивная деятельность детей и родителей в изготовлении игровых кукол дома и в группе.
4)    Исследовательская деятельность детей и родителей.
1       Научно - исследовательская работа родителей и детей направленная на изучение и решение поставленных проблем.
2       Беседы и обсуждения родителей и детей при изучении и применении на практике поставленных проблем.
3       Удивительная «Страна лоскутков». Родители знакомят детей со свойствами тканей и их видами.
5)    Конкурс: «Придумай сказку».
6)    Совместная театрализованная деятельность детей и родителей (сюжетно-ролевые игры).
Способы распространения информации о проекте
На родительском собрании было предложено участвовать в проекте «Мы-Куклы-Театр». На блоге (http://smirnova1959.blogspot.ru/) размещена полная информация о проекте.

IV. Ресурсы, партнеры проекта

Ресурсы проекта: методическая литература, фотографии, книжные и другие иллюстрации с изображением разных сюжетов и предметов в соответствии с тематикой проекта. Материал для изготовления кукол, ресурсы интернета.
Партнерами проекта стали родители воспитанников.

V.  Информация о сайте проекта
Информация размещена на сайте МАДОУ – детский сад № 372 (http://372.tvoysadik.ru/), на методической странице в блоге воспитателя Смирновой О.Ю. (http://smirnova1959.blogspot.ru/).



VI. Целевая аудитория


Целевая аудитория: педагоги, дети дошкольного возраста и их родители.



Мы делаем куклы вместе с мамами




Родилась сегодня кукла.
Очень рада я!
Вот, стишок я сочинила
Про нее и про меня.
Я сегодня целый день голову ломаю,
Как назвать такое чудо?












Комментариев нет:

Отправить комментарий