Ни одну модель
нельзя считать успешно выстроенной,пока она не
принята, не понята и не применена на практике.
К.Шеннон
В гости всех мы
к нам зовём
И
чайку мы всем нальём!
Сверху
пар и снизу пар,
Вот
он русский самовар.
Посмотрите,
удивитесь
Как мы сказки
говорим!
Мы Семья!
Мы Семья!
Вид проекта: психолого-педагогический,
информационно- исследовательский, творческий.
Проект среднесрочный, рассчитан
на учебный год, для детей среднего дошкольного возраста.
Участники проекта: воспитатель,
дети средней группы №5 «Почемучки», родители воспитанников.
Форма работы с детьми:
групповая, подгрупповая, индивидуальная (в группе и дома).
Форма работы с родителями:
коллективные, групповые, индивидуальные (мастер-классы, консультации, беседы,
творческие мастерские: изготовление кукол, сочинение сказок, театрализованные
представления).
I.
Обоснование актуальности проекта
В наше время возрос интерес к истории
русского народа, его традициям, культуре, обычаям, быту. Одно из интересных
фольклорных направлений является тряпичная кукла - «Куклы из бабушкиного
сундука». К сожалению, наше молодое поколение имеет поверхностное представление
об этом фольклорном направлении. Куклы-обереги, обрядовые, игровые сделанные
руками бабушек сегодня популярны - они передаются от поколения к поколению.
Тема данного проекта востребована и
актуальна, так как знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает
понять, объяснить и избежать ошибок воспитания. В дошкольном возрасте одной из
важных задач является приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории
и культуре своего народа, а воспитательные возможности театрализованной
деятельности с детьми дошкольного возраста широко используются в детском саду.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети
знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски,
звуки, куклы, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные представления
позволяют развивать эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать
обыгрываемым персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Благодаря
придуманным сказкам родителями вместе с детьми у дошкольников формируются такие
нравственные качества как дружба, доброта, честность, смелость; прививается
интерес к сочинительству, театру, совершенствуются артистические навыки детей в
плане переживания и воплощения образа; приобретается определённый опыт
социальных навыков поведения и развивается личность ребёнка.
Постановка
проблемы:
Современные дети практически ничего не
знают о своих бабушках, родителях, об их работе, увлечениях, мечтах… Дети не
имеют представлений о профессиональной деятельности своих взрослых, что они
могут устать на работе и дома. Они не слушаются, начинают капризничать при виде
их в детском саду, а родители, бабушки в лучшем случае интересуются, что
ребёнок кушал, что делал на занятиях - не вникая в тонкости «садовской» жизни
своего ребёнка. Для детей самые дорогие и близкие – это родители, но бабушек
они любят не меньше.
Очень большое значение для развития
личности ребёнка имеет взаимопонимание между родителями, так как любовь к ним
дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям трудно
понять, что взрослые нуждаются в нашей благодарности, помощи и заботе.
Сделанные руками родителей и бабушек
куклы обереги, обрядовые куклы - это одна из цепочек связующего звена между игровыми
куклами, сделанными своими руками совместно с детьми.
Делая куклу, дети познают процесс
творчества, освоят поэтапно всю цепочку от возникновения идеи, до её
воплощения. Таким образом, куклы являются не только игрушками, но и
своеобразными «учебными пособиями». Интересный и нужный в наше время проект
позволит показать историческую ценность, значимость тряпичной куклы и
сформирует у детей и родителей совместную театрализованную деятельность.
II.
Цели и задачи
проекта
Цель:
Оказание
позитивной-психологической поддержки родителям и детям, через формирование у
детей и родителей интереса к совместной театрализованной деятельности через
приобщение к народной русской культуре посредством ознакомления с тряпичной
народной куклой сделанными своими руками.
Задачи:
1.
познакомить
детей и родителей с историей возникновения народной тряпичной куклой, с
различными техниками изготовления (закрутка, кукла - пелянашка, кукла-нянюшка);
2.
развивать
и обогащать знания детей и родителей о куклах, их видах (куклы- обереги,
обрядовые, игровые);
3.
развивать
творческие способности детей и родителей;
4.
создать
условия для творческого самовыражения детей и родителей;
5.
способствовать
созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье;
6. побудить детей
выразить благодарность своим родителям за заботу через театрализованную и
продуктивную деятельность;
7. воспитывать
интерес к тряпичной народной кукле, бережное отношение к культуре своего
народа.
8. повышение
психолого-педагогической культуры родителей.
9. формирование у родителей активной позиции и
созидательного участия в жизни своих детей.
10.созидание атмосферы общности интересов и
воспитательных усилий детского сада и семьи.
Ожидаемые
результаты:
1.
участие
в проекте родителей и детей;
2.
установление
партнёрских взаимоотношений между ними;
3.
знакомство
детей и родителей с историей возникновения народной тряпичной куклой, их видами
и различной техникой изготовления;
4.
изготовление
родителями кукол-обереги, обрядовые (вместе с детьми);
5.
сделанные
детьми вместе с родителями игровые куклы;
6.
придуманные
сказки (используют - только сделанные игровые куклы);
7.
разыгрывание
придуманных сказок;
8.
развитие
творческих способностей родителей и детей;
9.
повышение
познавательной активности родителей и детей;
10. активизация
словарного запаса родителей и детей;
11. альбом
"Куклы";
12. мини-музей
тряпичных кукол сшитых своими руками "Куклы из бабушкиного сундука";
13.
разнообразные
презентации в начале проекта и в конце.
14.
развитие
психологической культуры- «культуры понимания»
15.
реализация
в творчестве, творческое созидание.
16.
значимость
каждого ребёнка, самовыражение и признание.
17.
правильное
восприятие себя и других, понимание отношений, складывающихся между людьми,
решение любых проблем и конфликтов.
18.
преодоление
трудностей в общении.
III.
Основное
содержание проекта
Пути и методы
достижения поставленных цели и задач
Работая
над проектом, были использованы следующие методы: наглядный, словесный,
практический.
Наглядный
метод: просмотр презентаций, мультфильмов; красочных иллюстраций; демонстрация
образцов кукол; мини музей кукол; ширма; альбом «Куклы»; показ
театрализованного представления по написанной сказке.
Словесные беседы:
после просмотра с детьми мультфильмов; чтения художественной литературы и
знакомства с фольклором; индивидуальные беседы с родителями и консультации;
придумывание сказок; родительское собрание.
Практический, индивидуальная
и групповая работа воспитателя с родителями и детьми (в группе) по изготовлению
и обыгрывания кукол; исследовательская деятельность вместе с родителями (в
группе и дома): «Страна лоскутков» - знакомство со свойствами тканей и их
видами.
Без приемов,
конечно же, не обойтись, так как приём - это составная часть метода. Словесные
приёмы - это образец – культуры речи (представление кукол изготовленных
совместно с родителями); повторение устного народного творчества; беседы
родителей и воспитателя после чтения художественной литературы, объяснения
воспитателем и родителями смысл слов и задания; указания к составлению
презентации; вопросы, обращённые не только к памяти ребёнка, но и к родителям,
а так, же проблемные или поисковые обращённые к мышлению, побуждающие к
мыслительной деятельности. По форме вопросы были прямые, наводящие,
подсказывающие.
В проекте были
использованы наглядные и игровые приёмы. Цель игровых приёмов - это создать
эмоциональное настроение, которое удалось на протяжении всего проекта.
Наглядные приемы,
как и игровые, включают в себя большое многообразие-показ образца, показ
предмета, показ способа действий, демонстрация иллюстраций, разных атрибутов.
Были выполнены следующие принципы: принцип доступности, наглядности,
индивидуального подхода к детям и родителям; воспитывающего обучения;
сотрудничества педагога и родителей в обучении и воспитании детей.
Были использованы: беседы после
просмотра детьми мультфильмов, чтения художественной литературы; индивидуальные
беседы с родителями и детьми; родительское собрание; индивидуальная работа
родителей с детьми (в группе, дома) по изготовлению и обыгрыванию кукол.
Этапы
проектной деятельности и механизм реализации проекта
Подготовительный
этап
I.
Подбор
литературы и предварительное чтение художественной литературы:
Русские народные
сказки
-
«Баба-Яга»,
«Василиса Прекрасная», "Кощей Бессмертный"...
Авторские сказки
и стихи:
-
Н.
Д. Телешов «Крупеничка»;
-
А.
Барто «Кукла»;
-
Е.
Благина «Малышок-голышок»;
-
М.А.Пожарова «Свёрнута из тряпки кукла у Параши».
II.
Подбор наглядных
и дидактических материалов:
-
картинки
с тряпичными куклами; репродукция картины Ж. Б. Грез «Девочка с куклой»;
-
настольно-печатные
и дидактические игры - «Одень куклу», «Собери куклу», «Узнай куклу по
описанию».
III.
Подготовка
материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской
деятельности:
-
материалы
для изготовления тряпичных кукол (кусочки разных видов ткани, ленты, бусы,
нитки…).
IV.
Подбор материала
и оборудования к сюжетно- ролевой игре «Играем в куклы»:
-
участие
родителей в подготовке к сюжетно-ролевой игре (презентация «Спектакль
начинается с момента входа в здание театра» (К.С. Станиславский), подготовка
атрибутов к игре, игра «Театр»).
-
Подбор
материала, оборудования; разных презентаций к занятиям: «Знакомство с русской
народной куклой»; «Страна лоскутков»; «Моя любимая кукла».
-
Предварительные
беседы и консультации с родителями о предстоящем собрании: «Чудо ручки».
Продуктивный
этап
1)
Постановка проблемы.
После чтения и рассказывания детям,
рассматривание иллюстраций и просмотра мультфильма по русской народной сказке
«Василиса Прекрасная», дети обратили внимание на куклу - берегиню, которая
оберегала девочку, героиню сказки, от злой мачехи. Познакомившись со сказкой, дети
решили, что хотят сделать тряпичные куклы похожие на куклу-берегиню, больше
узнать о народной кукле. Рассказывание и чтение русских народных сказок:
"Кощей Бессмертный", "Иван Царевич и Серый Волк"...,
рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, где много разнохарактерных
героев, дети захотели сделать тряпичные куклы похожие на героев сказок,
придумать сказки и обыграть. А поскольку объём работы большой, без взрослых не
обойтись. Мы вместе с детьми решили предложить родителям присоединиться к
нашему проекту.
2)
Знакомство с историей возникновения тряпичной куклы.
Для
привлечения родителей к проекту были проведены беседы, консультации, родительское
собрание, мастер-класс «Народная кукла Отдарок на подарок»; совместно с родителями
педагог провел беседы, постановки сказок совместно с воспитанниками.
Беседы родителей
с детьми.
1
«Куклы
из бабушкиного сундука».
2
«В
какие куклы играли бабушки?»
3
«Почему
тряпичные куклы безликие?».
Беседы
воспитателя с детьми.
1
«Куклы
из бабушкиного сундука».
2
«Три
большие группы кукол».
3
«Первые
куклы на Руси».
Беседы
и консультации воспитателя с родителями.
1
«Куклы
из бабушкиного сундука».
2
«Виды
тряпичных кукол».
3
«Игровая
кукла».
3)
Формирование
у родителей и детей умений и навыков изготовления тряпичных кукол.
Темы занятий в средней группе: «Знакомство
с русской народной куклой»; «Страна лоскутков»; «Моя любимая кукла».
Родительское
собрание на тему:
«Чудо ручки», на собрании родителями были представлены:
1
презентация:
«Куклы из бабушкиного сундука»;
2
оформлена
красочно и познавательно ширма: «Куклы из бабушкиного сундука».
1
Продуктивная
деятельность детей и родителей в изготовлении кукол-обереги и обрядовые дома.
2
Продуктивная
деятельность детей и родителей в изготовлении игровых кукол дома и в группе.
4)
Исследовательская
деятельность детей и родителей.
1
Научно
- исследовательская работа родителей и детей направленная на изучение и решение
поставленных проблем.
2
Беседы
и обсуждения родителей и детей при изучении и применении на практике
поставленных проблем.
3
Удивительная
«Страна лоскутков». Родители знакомят детей со свойствами тканей и их видами.
5)
Конкурс:
«Придумай сказку».
6)
Совместная
театрализованная деятельность детей и родителей (сюжетно-ролевые игры).
Способы распространения информации о проекте
На
родительском собрании было предложено участвовать в проекте «Мы-Куклы-Театр».
На блоге (http://smirnova1959.blogspot.ru/) размещена полная информация о
проекте.
IV. Ресурсы, партнеры проекта
Ресурсы
проекта: методическая литература, фотографии, книжные и другие иллюстрации с
изображением разных сюжетов и предметов в соответствии с тематикой проекта.
Материал для изготовления кукол, ресурсы интернета.
Партнерами
проекта стали родители воспитанников.
V. Информация о сайте проекта
Информация размещена на сайте МАДОУ – детский сад №
372 (http://372.tvoysadik.ru/), на
методической странице в блоге воспитателя Смирновой О.Ю. (http://smirnova1959.blogspot.ru/).
VI. Целевая аудитория
Комментариев нет:
Отправить комментарий